Get Adobe Flash player

Aspects of business

China - a rapidly developing country with a strong economy and stable economic growth. If only a few years ago, China and its output to the arena global powers more in doubt in our hearts, today the trend of this country to grow, of course, obvious. Therefore, today more and more companies seek to cooperate with China and invest money there.

"East - a delicate matter" - says the well-known saying. Indeed, business with China, it is a very delicate matter, which assumes asic knowledge of the culture, traditions and rules of communication. Now anybody can not be surprised the story of a failed business with China. Many have tried to do it themselves businessmen wonder why China would seem to be an open for business communications country makes it impossible to start usiness in no time. The answer is simple: the Chinese are playing according to other rules, so all the principles of business, you know it before, you can safely forget.

For Chinese business cooperation - is the gradual building of trust between the partners, the relationship of mutual benefit. If the Chinese believe that it is it misunderstood your point of view, it is likely he will not risk and postpone cooperation between your companies. Traditional Chinese proverb says: "Study yourself and your enemy, and then you can win the battle without fear of failure."

Your Key to Business in China - knowledge and understanding of Chinese history, society and culture. Thinking of the Western mind is fundamentally different from the thinking of the east, so misunderstandings are inevitable, but you can get etter understanding, having asic knowledge of some.

Communication or "Guangxi":

Relations to the Chinese are concept of the sacred. It has many profound meanings that we used in Ukraine be labeled a "connection." As he wrote in his book, London Business School Professor Tim Ambler, grain, these "guanxi" is "maintaining relations with those partners that won good marks from others." We can say that it is an analogue of our commercial and legal system. In a deeply centralized and bureaucratic country like China such ties are sometimes the only way to get things done. Hence, to make such connections, and that they were strong, the Chinese seek to ensure that both parties trust each other, and whenever possible were friends with each other.

Different views on the signing of the contract:

Chinese and Westerners often approach the deal from different ends. For the West, the simple schemes like this: design a model contract, change it according to the different circumstances and, finally, the final signing of the revised version. We do this in terms of commercial law, rooted in our consciousness. But in China, commercial law practically does not exist. Too rapidly created a contract for the Chinese - is irrelevant and sometimes even inappropriate thing because the signing of such an agreement is not accompanied by a certain number of important for the Chinese circumstances, such as recognition by both parties of mutual interest. Of course, a piece of paper with all business regulations may someday get on the agenda, but for the Chinese it's just a piece of paper, and not complication mutually beneficial relationship.

Knowing the possible cunnings:

The Chinese are known for their cunning and ceremonies. They do not always like that, but for their own benefit, they can arm themselves with a whole set of techniques in order to extract more benefits for themselves, such as:

  • Knowing your routine trip gives them an advantage to manipulate you. They understand that you have a long way to find a good supplier. So before your departure, they can change the terms of the deal just knowing that you will not want to leave empty-handed.
  • Threats of signing with your competitors. Prepare for a meeting with you, the company cannot give way to you in some positions by threatening a similar deal with your competitors.
  • Manipulation of friendship. In the process of communicating the Chinese will do everything possible to make you feel comfortable: he gives to you, feed the best local food, drink with you good Chinese "Baydzyu" for the strong friendship between Ukraine and China. Wide Chinese soul will certainly brighten up your stay in a foreign country. However, if you are too pushy in your deal conditions, the Chinese may take offense to you, reminding you still have friends, so friends need to concede.
  • Emotional exhaustion. Few Chinese resorting to this method, but there are such cases too. The Chinese have phenomenal endurance. Knowing the weakness of the Western people to comfort, they may consciously delay the negotiations until late at night, and in the end you do not care how they run. This moment and can take advantage for Chinese, to get you to agree to unacceptable conditions for you.

Rules of communication:

Before speaking, is necessary to understand that the Chinese are different for almost everyone. For us, they are like from another planet. This is actually a Chinese find all foreigners different. And they are terribly sensitive, but the love that you strongly emphasize his deference to them.

Given this, you can follow such tips:

  • Always try to say "thank you" and "please", use of the phrase "I'm sorry to troubling you," "Is it convenient for you to talk now", "I appreciate your help";
  • Always introduce yourself;
  • Remind the circumstances in which you have already dealt with an opponent;
  • Do not tell Chinese that they are wrong, they always feel right;
  • Another, the Chinese rarely answer "I do not know" even if really do not know. So get used to it that they either do not respond, or try to swing you;
  • Stay diplomatic, do not go to the requirements;
  • Always looking for multiple alternatives and come to a compromise;
  • Never raise the tone of the conversation;
  • Chinese people can shake hands or greet partners slight bow or nod;
  • Arrive on time for meetings;
  • Do not be too emotionally;
  • Learn how to pass to your partner business card (in Chinese - ming pian). The Chinese decided to pass them to each other when they first met, and hold the card with both hands;
  • You can explore and the tea ceremony;
  • Trust, but verify;
  • Do not be too familiar in conversation;
  • Avoid talking about politics and human rights;
  • It is not necessary to give expensive gifts, limit branded souvenirs;

Regarding negotiations, it should memorize and consider the following:

  • China - is quite large country, and the way of doing business in various representatives of the business community may be different. For example, Cantonese, through the influence of Hong Kong and the constant contact with Western traders for centuries, took over much of Western culture. It is easier to do business with foreigners;
  • Chinese love to conduct business negotiations over lunch or dinner, because transactions are often during the meal;
  • Chinese people are very cautiously manage to small details;
  • Chinese do not like to talk much about themselves;
  • The Chinese do not like to talk openly "no", as well as choose not to become messengers of bad news. If they have to express their rejection, most likely, they will give you hints to understand their position in the negotiations;
  • In the other hand the Chinese are fond of saying "yes," and do it, even when they cannot fulfill the promise. Keep the brand, so to speak;
  • Be prepared for rigid negotiations. Follow your principles and goals. Keep restraint and composure. Even if there are problems in the negotiations, be strong, do not go beyond what is acceptable to you, and do not give the desire to yield.

Get Adobe Flash player

Особенности ведения бизнеса

Китай — стремительно развивающаяся страна с мощной экономикой и стабильным экономическим ростом. Если всего несколько лет назад Китай и его выход на арену мировых держав еще вызывал сомнения в наших сердцах, то сегодня тенденция этой страны к росту, несомненно, очевидна. Поэтому, сегодня все больше и больше компаний стремятся сотрудничать с Китаем и вкладывать туда деньги.

«Восток — дело тонкое» - гласит известная поговорка. Действительно, бизнес с Китаем, это очень тонкое дело, которое предполагает наличие базовых знаний о культуре, традициях и правилах общения. Сейчас никого уже не удивишь рассказом о неудавшемся бизнесе с Китаем — многие пробовавшие делать это самостоятельно бизнесмены удивляются, почему же Китай, казалось бы такая открытая для бизнес-общения страна, не дает возможности начать бизнес в кратчайшие сроки. Ответ прост: китайцы играют по другим правилам, поэтому все принципы ведения бизнеса, которые Вы знали раньше, можете смело забыть.

Для китайцев бизнес-сотрудничество — это постепенное построение отношений доверия между партнерами, отношений взаимовыгоды. Если китаец считает, что он немного недопонимает Вашу точку зрения, то скорее всего он не будет рисковать и отложит сотрудничество между вашими компаниями. Традиционная китайская поговорка гласит: «Изучи себя и своего врага, и тогда ты сможешь победить в сражении, не боясь поражения».

Ваш ключ к бизнесу в Китае - знание и понимание китайской истории, общества и культуры. Мышление западного ума в корне отличается от мышления восточного, поэтому недопонимания неизбежны, однако можно добиться лучшего взаимопонимания, обладая базовым количеством некоторых знаний.

Связи или «Гуаньси»:

Понятие связей для китайцев священно. Оно имеет много глубоких значений, которые мы в Украине привыкли обозначать одним словом «связи». Как писал в своей книге преподаватель Лондонской Школы Бизнеса Тим Амблер, зерном этих «гуаньси» является «ведение отношений с теми партнерами, которые удостоены хорошей оценки от других». Можно сказать, что это своеобразный аналог нашей коммерческо-правовой системы. В такой глубоко централизованной, бюрократической стране как Китай такие связи порой являются единственным способом добиться своей цели. Следовательно, чтобы заработать такие связи, и чтобы они были крепкими, китайцы стремятся к тому, чтобы обе стороны друг другу доверяли, а по возможности и дружили между собой.

Разные взгляды на подписание контракта:

Китайцы и западные люди часто подходят к сделке с разных концов. Для Запада простая схема выглядит примерно так: оформление типового договора, изменение его в соответствии с разными обстоятельствами и, наконец, окончательное подписание пересмотренного варианта. Мы это делаем с точки зрения коммерческий закона, укорененного в нашем сознании. Но в Китае коммерческого права практически не существует! Слишком быстро созданный договор для китайцев — это неактуальная, а иногда даже неуместная вещь, поскольку подписание такого договора не сопровождалось некоторым рядом важных для китайца обстоятельств, таких как признание обеими сторонами взаимной заинтересованности. Конечно, бумажка со всеми бизнес-положениями может когда-нибудь и встать на повестку дня, но для китайца это всего лишь кусок бумаги, а не завязка взаимовыгодных отношений.

Знание о возможных хитростях

Китайцы славятся своей хитростью и церемонностью. Они не всегда такие, но для собственной выгоды они могут вооружиться целым набором приемов для того, чтобы выудить для себя побольше выгоды, например:

  • Знание распорядка вашей поездки дает им преимущество манипулировать Вами. Они понимают, что Вы проделали длинный путь для того, чтобы найти хорошего поставщика. Поэтому перед Вашим отъездом они могут менять условия сделки просто зная то, что Вы не захотите уехать с пустыми руками.
  • Угрозы подписания контракта с Вашими конкурентами. Подготовившись к встрече с Вами, компания может не уступить Вам в некоторых позициях, угрожая похожей сделкой с Вашими конкурентами.
  • Манипулирование дружбой. В процессе общения китаец сделает все возможное, чтобы Вы чувствовали себя комфортно: он напоит Вас, накормит лучшими местными блюдами, выпьет с вами крепкого китайского «Байдзю» за крепкую дружбу между Украиной и Китаем. Широкая китайская душа непременно скрасит ваше пребывание в незнакомой стране. Однако, если Вы будете слишком настойчивы в своих условиях сделки, китаец может обидеться на Вас, напоминая, что вы все же уже друзья, поэтому друзьям нужно уступать.
  • Эмоциональное истощение. К этому способу прибегают немногие китайцы, однако такие случаи тоже бывают. Китайцы обладают феноменальной выдержкой. Зная слабость западных людей к комфорту, они могут намеренно затягивать переговоры до поздней ночи, и в итоге Вам уже становится все равно, чем они закончатся. Этим моментом и может воспользоваться китаец, заставив Вас дать согласие на неприемлемые для Вас условия.

Правила общения

Прежде чем говорить, стоит уяснить, что китайцы отличаются практически всем. Для нас они как с другой планеты. На самом деле это китайцы всех чужеземцев считают иными. А еще они жутко обидчивы, но очень любят, когда вы всячески подчеркиваете свое почтительное отношение к ним.

Учитывая это, Вы можете следовать следующим советам:

  • Всегда старайтесь говорить «спасибо» и «пожалуйста», используйте фразы «простите, что вас беспокою», «удобно ли вам говорить сейчас», «я высоко ценю вашу помощь».
  • Всегда представляйтесь.
  • Напоминайте, при каких обстоятельствах вы уже имели дело с оппонентом.
  • Не говорите китайцам, что они не правы, они всегда считают себя правыми.
  • Еще, китайцы редко отвечают «я не знаю» даже если действительно не знают. Поэтому привыкайте, что они либо вообще промолчат, либо постараются вас заболтать.
  • Будьте дипломатичны, не переходите к требованиям.
  • Всегда ищите несколько альтернативных вариантов и идите на компромиссы.
  • Никогда не повышайте голос.
  • Можете жать китайцам руки, или же приветствовать партнеров легким поклоном или кивком.
  • Не опаздывайте на встречи.
  • Не будьте чрезмерно эмоциональны.
  • Изучите китайскую процедуру передачи партнеру визитной карточки (по-китайски ming pian). У китайцев принято передавать их друг другу при первой встрече, при этом держа карточку обеими руками.
  • Можете изучить и чайную церемонию.
  • Доверяйте, но проверяйте.
  • Не фамильярничайте в разговоре.
  • Избегайте разговоров о политике и правах человека.
  • Не стоит дарить дорогих подарков, ограничьтесь фирменными сувенирами.

Что касается переговоров, то здесь следует запомнить и учитывать следующее:

  • Китай – страна довольно большая, и манера ведения бизнеса у разных представителей делового сообщества может быть разной. Например, кантонцы, благодаря влиянию Гонконга и постоянному общению с западными торговыми компаниями на протяжении столетий, переняли много из западной культуры. Им проще вести бизнес с иностранцами.
  • Китайцы любят вести бизнес переговоры за ланчем или ужином, потому сделки часто заключаются во время трапезы.
  • Китайцы очень внимательно относятся к мелким деталям.
  • Китайцы не сильно любят распространяться о себе.
  • Китайцы не любят говорить открыто «нет», равно как и предпочитают не становиться вестниками плохих новостей. Если, им придется выражать свой отказ, то, скорее всего, они намеками дадут вам дать понять их позицию во время переговоров.
  • Зато китайцы любят говорить «да», и делают это, даже когда не могут выполнить обещанного. Держат марку, так сказать.
  • Будьте готовы к жестким переговорам. Следуйте своим принципам и целям. Сохраняйте выдержку и хладнокровие. Даже если в переговорах возникнут проблемы, будьте тверды, не выходите за рамки того, что приемлемо для вас, и не выдавайте желания уступить.